Восемь сотен 18+

Китай, 2020
Режиссер:
Гуань Ху
Жанр: военный, драма, исторический
В ролях: Ван Цяньюань, Цзян У, Хуан Чжичжун

26 октября 1937 года, Японо-китайская война. 400 солдат из 524-го полка 88-й дивизии Народно-революционной армии Китая четыре дня и четыре ночи ведут оборону склада Сыхан в Шанхае от многократно превосходящих сил Императорской армии Японии. А в это время на другом берегу реки Суджоу идёт мирная жизнь — обычные граждане и представители иностранных государств наблюдают за самым настоящим театром военных действий.

Продолжительность: 147 мин.

kinopoisk.ru

Читать далее
Рецензия
Виола Еськина https://bilet.sakh.com
08 мая 2021
8/10

"Восемь сотен": масштабная драма театра военных действий

Пока Голливуд спотыкается о "культуру отмены", Южная Корея, Китай наращивают обороты в сфере зрелищного высокобюджетного кино. И если корейский кинопром экспериментирует (и весьма успешно) с жанрами, то Китай делает упор на технологии, масштаб и эмоциональный запал. И вновь мы возвращаемся к тому избитому тезису, что пропаганду надо уметь снимать. В этом плане "Восемь сотен" — яркий пример того, как такие фильмы должны создаваться.

Cобытия японо-китайской войны включают много таких обескураживающих, шокирующих, почти гротескных историй, как оборона склада Сыхан, когда буквально под боком Шанхайского международного сеттльмента и французской концессии развернулись ожесточенные кровопролитные бои между народно-революционной армией Китая и императорской армией Японии. В чем шок и гротеск? А именно в контрасте, который нарочито подчеркнут и даже обострен в этом фильме — жители сеттльмента — контингент из дипломатов, консулов, международных наблюдателей, интеллигенции и богемы, которая нетороливо, в мирной неге, потягивая кофе или чай, поправляя белое пальто, стоя на эркерах и балконах своих изящных домов, с интересом наблюдала над зависшим в небе гудиеровским дирижаблем и непонятной суетой вокруг склада четырех банков через реку. А на том самом складе китайская армия, уже оставившая в боях половину своих солдат, сознает, что силы противника явно превышают их, но все равно принимает решение противостоять ему до конца.

"Восемь сотен" — это эпичная кинокартина, построенная на контрастах, но это не единственная отличительная ее черта. Несмотря на то, что весь визуал тут заточен под то, чтобы зрителя разорвало от впечатлений и эмоций в IMAX-кинозале, здесь многое отдано под построение драматических ходов — будь то проникновенный монолог подполковника Се Цзиньюаня, или символ, проходящий сквозь все действие в виде белоснежного коня, аллюзии на национальный китайский эпос, или же мелкие бытовые сцены из жизни гражданских — профессора, оперной певицы или студентки Ян Хуэйминь. Все это делает историю о восьми сотнях более живой и полной, способной зацепить зрителя, заставить прочувствовать тот или иной момент. Но со зрителем и с его чувствами, к слову, здесь никто не церемонится — фильм оправдывает свой рейтинг 18+ целиком и полностью, достаточно откровенно показывая гибель простых солдат и не только. Конечно, здесь есть и очень эмоциональные, слезовыжимательные эпизоды — например, самоотверженный поступок одного из горожан — богемного юноши из казино, который доставляет катушку солдатам. В этой сцене прекрасно все — от момента импровизированного вступления в ряды добровольцев до какой-то чуть ли не хореографической эстетики пути под пули на мост, связывающий берега реки Сучжоухэ. Не менее сильная сцена с импровизированным флагштоком, в который пытались попасть самолёты японской армии. Но самое большое достоинство в том, что фильм, имея несколько второстепенных сюжетных линий и столь самобытные эпизоды, не распадается на своеобразную антологию с определенной тематикой, а выглядит и воспринимается как единое кинематографическое плотно, чей внушительный хронометраж в два с половиной часа пролетает незаметно.

Но несмотря на всю эту масштабность, тяжеловесность, громкие проникновенные речи главных героев о долге и совести, в "Восьми сотнях" есть простор для осмысления и анализа увиденного. Создатели фильма избегают клише "абсолютного зла" или же "великой добродетели", хотя, повторимся, четко излагают в речи главных героев и кульминационных сценах свою точку зрения. Впрочем, даже и в такой форме это не устроило определенную аудиторию фильма у себя на родине — фильм "Восемь сотен" был забракован для показа на Шанхайском кинофестивале два года назад, так как "чрезмерно прославляет гоминьдановскую армию". Что ж, военные драмы, основанные на реальных событиях, — это всегда сложно, а любую историю можно трактовать по-своему, даже не особо перевирая факты — просто расставляя акценты там, где нужно, для создания и поддержания определенного образа. В данной кинокартине это хотя бы реализовано талантливо с художественной точки зрения. 8/10