Дорогие товарищи! 16+

7.1 /10
6.6 /10
Кинопоиск
IMDB
Россия, 2020
Режиссер:
Андрей Кончаловский
Жанр: драма, исторический
В ролях: Юлия Высоцкая, Владислав Комаров, Андрей Гусев, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова

1962 год, в советском Новочеркасске – забастовка на главном городском заводе, люди требуют снижения цен на продукты и повышения зарплат. Когда к забастовке присоединяются рабочие других предприятий, правительственная комиссия решает ввести в город армию и через считанные часы на улицах зазвучат выстрелы боевыми патронами. Главный герой фильма – работница парткома Людмила, которая отвечает за идеологическую работу, получает продуктовые пайки в спецотделе гастронома, и вполне искренне возмущается поведением заводских смутьянов. Но когда в бойне на площади без вести пропадает её дочь-подросток, стройная картина мира убежденной коммунистки рушится в одночасье.

Продолжительность: 121 мин.

kinopoisk.ru

Организатор: ГАУК "Сахалинское кинодосуговое объединение"

693000, Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, Сахалинская улица, 155

ОГРН: 1096501002300


Читать далее
Рецензия
Отзывы
Виола Еськина https://bilet.sakh.com
13 ноября 2020
8/10

"Дорогие товарищи!": завтра будет лучше, чем вчера?

Андрей Кончаловский продолжает анализировать нашу с вами историю, переходя на более конкретные примеры. Хотя непросто отделаться от мысли, что и "Рай", и "Дорогие товарищи!" не являются частями какого-либо диптиха, будущей трилогии и так далее. Эти фильмы похожи и по техническим параметрам — ч/б и характерное соотношение сторон кадра, и по своему посылу. Вновь режиссер через героев и события рассуждает о смысле бытия, вере и процессах в обществе, в его сознании.

И в этом плане фильм "Дорогие товарищи!" очень хорош, убедителен и гармоничен. Кончаловский легкими мазками рисует советский быт 60-х годов, так хорошо знакомых нам по рассказам более старшего поколения, по постоянному потоку ностальгии и бережно хранимым кадрам в семейных альбомах. В этом плане черно-белое решение здесь себя оправдывает как нельзя лучше. Хотя здесь есть и другая смысловая нагрузка.

Для главной героини — работницы новочеркасского горкома КПСС, бывшей фронтовички Людмилы — есть только "черное" и "белое". Коммунизм, который необходимо построить, Страна советов, которую нужно защитить от врагов, несознательные товарищи рабочие, с которыми нужно (было) провести просветительную работу. Людмила очень тщательно выстроила свой мир, где каждая составляющая на своем месте, где все имеет объяснение, где все четко, оправданно — "а как иначе?". Но эта четко выстроенная схема быстро начинает рушиться, когда в ее родном Новочеркасске начинается бунт рабочих, спровоцированный повышением цен и урезанием зарплаты.

Здесь, наверное, стоит внести небольшое лирическое отступление про сам Новочеркасский расстрел. Странно, что даже обнародованные данные про эту трагедию уже лет тридцать как отклика в современности не находят. Хотя параллелей можно провести великое множество (особенно сейчас). Но увы — лишь несколько документальных фильмов, упоминаний в литературе и песня Laibach — Eat Liver! К слову, этот опус Хрушева про ливер, созвучный с высказываем, приписываемым Марии-Антуанетте, такой емкий циничный и, опять же, актуальный до сих пор, сам по себе — яркий символ. Но его все равно упорно игнорируют творцы и деятели. Примечательно, что конкретно этого момента в фильме Кончаловского нет. Но сам факт, что взгляд режиссера упал именно на эту тематику, импонирует.

Равно как и то, что здесь у режиссера нет оценочных суждений, нет правых и неправых, хороших или плохих. Напротив, на пути главной героини, которая точно знает, кто виноват и что нужно с ними делать, встречаются исключительно в каких-то моментах даже фантастически понимающие, душевные, бескорыстные люди. Но даже не это попирает ее прежние убеждения. И даже не рассказ ее отца про жестокое расказачивание начала 20-х годов. Кризис у главной героини наступает только со словами "Вот на войне было понятно, кто враг. А сейчас?".

На самом деле, метаморфозы происходят не только с главной героиней. Здесь все персонажи описаны подробно и глубоко, насколько хватает повествования и хронометража. Даже реальные исторические личности, которые призваны показать безапелляционность решений действующего строя, не выглядят здесь декорацией или говорящими головами. Интонации, паузы, мелкие детали делают такие сцены, как, например, собрание в штабе правительства, небольшими шедеврами.

В чем еще несомненный плюс фильма — у него нет великой амбициозности, пафоса и призраков высокого стиля. Даже по сравнению с предыдущими работами режиссера. Лаконичность и в хорошем смысле приземленность дают "Дорогим товарищам" простор для размышлений. Здесь нет железобетонной морали, кроме абстрактного "мы будем лучше". Хотелось бы все российское кино видеть таким. Но это утопия. 8/10
Отзывы
WestHam
2
+
1
-
Очень серьёзный и сильный фильм, основанный на реальных событиях, произошедших в 1962 году в Новочеркасске. Кстати, главная героиня фильма актриса Юлия Высоцкая родом из Новочеркасска, любит она сниматься в фильмах своего мужа Андрея Кончаловского